Ул Яу Яз

Ул Яу Яз

Выставка скульптур Альфиза Сабирова

Кураторы: Юлия Яцкевич, Альфиз Сабиров
Архитектор: Кто Это
Графика: Александра Бубнова
Фото: Александра Бубнова

Заказчик: Пермская
художественная галерея

Пермь
2019
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
«Знаменитый американский исследователь в области сравнительной мифологии Джозеф Кэмпбелл был убежден, что в основе всех мифов, сказаний и легенд лежит один-единственный вечный сюжет. Главный герой мифа – будь то правитель Урука Гильгамеш, царь Итаки Одиссей, библейский пророк Моисей или принц Сиддхартха Гаутама – неизменно проходит три стадии своего становления. Эти стадии образуют сюжетное ядро любого мифического повествования. Разлука с домом, преодоление трудностей и преображение героя – такова инвариантная структура не только любого древнего мифологического нарратива, но и бесчисленного множества разнообразных сюжетных линий в мировой литературе и кино». Юлия Яцкевич, куратор выставки
Ул Яу Яз
Выставка скульптуры Альфиза Сабирова «Ул Яу Яз» повествует «о вечном пути мифического героя. Первый зал – «Ул» – рассказывает о рождении избранного ребенка, которому в будущем предстоит стать великим сыном своего народа. Слово «ул» с татарского языка так и переводится – «сын». Подобно тому, как мать оберегает своё дитя от опасностей, укрывая своим телом, мы поместили скульптуры в специально созданное закрытое камерное пространство, подчеркивая тему зала
Ул Яу Яз
Камни на полу и стеклянный подиум символизируют землю и воду – стихии, по смыслу близкие возникновению жизни
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
Во втором зале – «Яу» («враг») – разворачивается картина борьбы, страданий и подвигов героя, окруженного многочисленными мифическими существами – как помощниками, так и противниками
Ул Яу Яз
В поддержку заданной сюжетной линии нами была спроектирована остроконечная конструкция, которая как стрела, пронзает центральный зал и создаёт динамику в общей композиции. В ней была расположена основная часть скульптур
Ул Яу Яз
Особенность размещения экспонируемых предметов заключается в постепенности их появления по ходу движения зрителя. Для этого ребра жесткости основной конструкции намеренно отсекают угол зрения и позволяют рассмотреть каждую скульптуру в отдельности
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
Ул Яу Яз
Металлический, проржавевший подиум, под одной из скульптур, символизирует оружие, бесконечную борьбу и страдания главного героя
Ул Яу Яз
В третьем зале – «Яз» («весна») – перед нами преображенный герой, вознагражденный весенним обновлением собственных сил, величавый и умиротворенный
Ул Яу Яз
Момент преображения героя, передан скульптором в образе человека-птицы, расправившей крылья навстречу свету. Стремление пространственно подчеркнуть момент освобождения воплотилось в создании для этого скульптурного образа подиума, закрепленного почти у самого потолка. Возрожденный герой как бы парит над миром
Ул Яу Яз
Подиум из дерева продолжает тему «весны» - преображения самой природы после холодной зимы, а также замыкает дополнительную сюжетную линию в этой выставке – тему стихий, природных материалов