Фарфор
Выставка советского фарфораКуратор: А.И. Пестова
Архитектор: Кто Это
Графика: Александр Кошелев
Фото: Михаил Нагайцев
Заказчик: Пермская
художественная галерея
Пермь
2018
Фарфор и фотография советского периода истории России составили два предметных ряда выставки, целью создания которой являлось формирование в сознании посетителей «наглядно-смыслового, зрительного образа СССР (1917-1991)» через знакомство с художественно-прикладным и фото- искусством этой эпохи. Необходимость логически, хронологически и стилистически соотнести различные по своей эстетической природе объекты экспонирования – фарфор и фотографию – требовала разработки максимально простого, свободного от дополнительной образной нагрузки и, вместе с тем, яркого интерьерного решения
Пространство выставки представляло собой светлые просторные залы с высокими потолками и окнами, более 600 единиц фарфора и фотографии. Композиционно-смысловым стержнем формирования интерьера стало прямоугольное узкое красное полотно, натягиваемое вертикально вдоль стен и оконных проемов. Использование этого интерьерного лейтмотива позволило решить две основные проблемы: смысловую и конструктивную
Предметные ряды фарфора и фотографии объединились в смысловом пространстве коммунистического - «красного» - периода русской истории (ассоциации с флагом СССР, воинскими штандартами и знаменами, украшением зданий в период государственных торжеств, праздников и парадов)
Также, благодаря этому приему, получилось визуально «собрать» пространства залов, маркировав их четкими яркими вертикальными линиями, нивелирующими разницу в высоте и характере (столы, витрины, рамы на стенах) экспонирования и так весьма разнообразных предметов и, тем самым, сосредоточив внимание посетителя на самих предметах
Дополнительной функцией полотен являлось создание световой «декорации», позволившей уменьшить интенсивность солнечного света и создать художественный эффект красного свечения от ткани
Проблема оптимального размещения большого количества предметов была решена в использовании (помимо традиционных витрин и плоскостных рам) цементно-стружечной плиты в качестве подиума (здесь грубость материала подчеркивала хрупкость фарфора)